Адрес296012, Российская Федерация, Республика Крым, Армянск, микрорайон имени генерала Васильева, 14

Контакты администрации +7(365)673-26-59 uvk2.armjansk@gmail.com

РОЛЬ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

РОЛЬ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Профессиональные организации являются одним из видов общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интере­сов для реализации общих целей, указанных в уставе общественно­го объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реали­зуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так ичерез юридические лица — общественные объединения.

В учреждениях общего среднего образования страны созданы и действуют сегодня более трех десятков различ­ных общественных объединений педагогов. Среди них можно выделить: предметные методические объединения, объединения педагогов дополнительного образования, классных руководителей и воспитателей, школы передового опыта и развития профессионального мастерства, педагогические студии, творческие микрогруппы, временные творческие и научно-исследовательские коллективы, проектные команды, школы исследователей, кафедры (по направлениям работы, профильные, межпредметные), учительские клубы, творческие союзы и т.д.

Однако особое место среди действующих в школе общественных объединений занимает профсоюзная организация, которая отличается не только спецификой сферы своей деятельности, но и организационно-правовыми особенностями и той ролью, которую она играет в жизни коллектива образовательного учреждения. А каждый член выборного профсоюзного органа (любого структурного звена профсоюза) рассматривается, прежде всего, как представитель и защитник,и какой бы участок профсоюзной работы он ни вел, представительство и защита социально-трудовых прав членов Профсоюза - его главная функция.

Одновременно профсоюзная работа в школе - это и совокупность различных видов такой практической дея­тельности, содержанием которой является удовлетворение разнообразных потребностей членов Профсоюза в процессе их взаимодействия в сфере трудовых отношений или учебной деятельности.

Через самые разнообразные формы профсоюзной работы осуществляется формирование, под­держание и реабилитация жизненных сил, индивидуальной и социальной сущности работающих.

Профсоюзная  организация в школе как объединение членов Профсоюза создается Профсоюзом работников народного образования и науки России для того, чтобы через нее реализовывать уставные цели Профсоюза по защите социально-трудовых прав учителей и других работников отрасли в конкретном коллективе образовательного учреждения.

Профсоюзная организация в школе действует не сама по себе, она является представителем и выразителем интересов, организационной структурой более чем пятимиллионного Профсоюза. В этом ее особенность и сила.

Интересы профсоюзной организации, как и всего Профсоюза, лежат, прежде всего, в социально-экономической плоскости и направлены на достижение социально-экономического благополучия учителей. Для того,   чтобы наглядно показать важность профсоюзной работы, роль профсоюзной организации в школе, обратимся к азам экономической теории, согласно которой все товары и услуги, создаваемые трудом, независимо от отрасли производства   имеют общее свойство: они воплощают труд их изготовителей (образовательные услуги воплощают труд педагогов).

Каждый учитель является собственником своей рабочей силы и распоряжается ею по своему усмотрению. Денежная форма стоимости рабочей силы учителя выступает в виде заработной платы, премии и надбавок.

Но если цены в товарном производстве образуются конкуренцией при соблюдении прямо пропорциональной зависимости потребительской стоимости от стоимости рабочей силы как товара, то в реальной жизни российского рынка рабочей силы такой зависимости чаще всего не наблюдается. Например, общество нуждается в квалифицированных учителях, но их труд оценивается низкой зарплатой. Сегодня средняя зарплата в образовании чуть выше 50% от средней зарплаты в промышленности.

Это говорит о том, что, добиваясь увеличения прибыли, не только индивидуальный собственник (работодатель), но и собственник в лице государства пытается «выжать» из работника как можно больше, заплатив ему как можно меньше и, таким образом, решить проблемы сокращения издержек производства. В то же время работники образования заинтересованы в справедливом и достойном вознаграждении за свой труд.

Такой конфликт интересов, когда, оставаясь один на один с органом власти и управления образованием, работодателем или его представителем, педагог реально не может защитить свои трудовые права, добиться изменения статуса своей профессии, привел в свое время учителей к осознанию необходимости объединения.

В одиночку невозможно защитить себя от произвола работодателя, добиться улучшения условий труда или повышения зарплаты, принятия тех или иных социальных законов на уровне субъекта или страны.

Значение профсоюзной организации школы заключается в том, что, объединившись, педагоги могут на равных вести социальный диалог не только с отдельным работодателем, но и с органами власти и управления образованием, вносить предложения по вопросам, касающимся реализации социально-трудовых прав работников, выдвигать требования и добиваться их удовлетворения.

Профсоюзная организация школы, дошкольного учреждения обеспечивает реализацию норм Трудового кодекса РФ, заключает коллективный договор, соглашение по охране труда, содействует   гармонизации социальных отношений учителей, воспитателей, других работников с администрацией (работодателем) в сфере труда. Все это освобождает в отдельности каждого учителя от заботы о повседневной защите своих трудовых прав.

Кроме того, большая роль отводится профсоюзным организациям школ, дошкольных учреждений в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовательных учреждениях. При этом весь этот процесс обеспечивается соответствующей нормативно-правовой базой и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии трудовых коллективов и, в целом, образования.

Обладая определенными правами и полномочиями, профсоюзная организация реально участвует в регулировании трудовых отношений педагогов, их учебной нагрузки, оплаты труда, создании нормальных условий, обобщении и распространении передового педагогического опыта, повышении квалификации учителей.

Велика роль профсоюзной организации в формировании социального поведения педагогов, его социальных установок, норм профессиональной морали и т.д.

Говоря о роли профсоюзной организации в школе, ученый-педагог и философ С.И. Гессен писал «Их образовательное значение отнюдь не исчерпывается тем, что они представляют собой наиболее подхо­дящие органы для заведывания внешкольными учреждениями. Профессиональные союзы сами по себе как органы общения яв­ляются могучим средством самообразования. Охватывая собою лиц одной и той же профессии, профсоюзные объединения предоставляют тем самым возможность взаимного обмена резуль­татами и достижениями своего труда» [2 ].

Таким образом, отличие профсоюзной организации от иных профессиональных общественных объединений, создаваемых в школе, заключается в том, что профсоюзные организации основываются на индивидуальном членстве в Профсоюзе и обладают значительными правами в самых различных сферах жизнедеятельности трудовых коллективов. Кроме общих прав, которыми наделены российским законодательством все общественные объединения, профсоюзные организации имеют дополнительные, особенные права, приобретаемые профсоюзами и их организациями в социально-трудовой сфере в соответствии с законом РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовым кодексом РФ.

Исходя из этого, у профсоюзной организации более широкий спектр ответственности за состояние социально-трудовых отношений в школе, представительство и защиту прав и профессиональных интересов учителей и других работников образования.

Все же другие общественные объединения действуют в более узких рамках профессиональных проблем, нацеленных на совершенствование педагогического процесса, повышение квалификации, качество преподавания, методическую работу и т.д. 

Дата публикации — 01 октября 2014

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie